Банк: начало карьеры и перспективы.

Карьера

— Могу ли я рассчитывать на карьерный рост?
— Конечно, можете!!! Но это зависит только от вас…
— А что конкретно от меня зависит?…
— Ну… если, вы не в состоянии определить, что от вас зависит, то как же вы собираетесь работать?

…И действительно, никто не будет разъяснять соискателю работы в банке то, как он будет работать, а главное: для чего?

Карьера в банке.

Кадровая политика банков рассчитана на активное привлечение молодых специалистов, и у них есть все шансы устроиться на работу, даже если специальное образование и опыт работы в банковской отрасли отсутствуют. Но с чего начать и какой участок работы выбрать в качестве удачного начала карьеры в банке?

Решительно и позитивно-настроенный кандидат, вероятно, очень обрадуется обещаниям карьерного роста, но это ещё не значит, что в будущем он застрахован от разочарований, связанных с отсутствием перспектив. Нужно с самого начала правильно сопоставить свои желания и возможности, самостоятельно определить, что является важнее, — постоянное место работы, престиж или наличие реальных перспектив роста?

Карьера в банке
Начало карьеры и перспективы в банке

Мотивация более амбициозных молодых людей определена стремлением не только получить работу, но и достичь высоких результатов, и это нормально. Однако, «написанные маслом», радужные перспективы могут не только сбить с толку, но и заставят наступить на грабли, «заботливо» расставленные кадровыми менеджерами и самими опытными сотрудниками банка.

Как построить карьеру в банке?


Специфика работы в банке подразумевает наличие подводных камней, как для выпускников ВУЗов, так и для других неопытных молодых людей, даже если они уже имеют записи в трудовой книжке, умеют работать в коллективе, достаточно ответственны и дисциплинированны.

Образование.

До недавнего времени идеальным высшим образованием, подходящим для узкого профиля банковской деятельности считался университетский факультет экономической специальности «Финансы и кредит» и квалификация, полученная в современных специальных банковских школах. Но, не смотря на весь объём знаний, который предлагают подобные программы обучения, студенты факультетов «Финансового менеджмента» имеют гораздо больше шансов построить карьеру в банке.

Это связано с тем, что менеджмент охватывает наибольший спектр работы любых коммерческих финансовых учреждений в целом, ориентирует на способы достижения результатов максимальной прибыли с использованием различных технологий. Банковские продукты и услуги, — кредиты, карты, чеки, вклады, переводы, — это такие же продукты, от успешной реализации которых, зависит нормальное функционирование универсального банка.

Поэтому в банке также существует план продаж, а главное — разрабатываются методы достижения эффективных финансовых показателей. Словом, менеджеры имеют наибольшее представление о таких категориях, как финансовое планирование и прогнозирование, развитие, инвестиции, инновационные технологии, в то время как обслуживающий персонал и рядовые сотрудники бухгалтерии не принимают никакого участия в управлении финансами.

Кассир-операционист по обслуживанию физических лиц.

Первое, на что может рассчитывать неопытный молодой специалист, в том числе без специального образования, – работа с клиентами — физическими лицами, в операционных залах. Обслуживание клиентов требует наличия устойчивой психики. Частые жалобы клиентов по поводу невежливого общения могут слегка подорвать репутацию сотрудника.

Кассир - операционист
Кассир-операционист по обслуживанию физических лиц.

Однако качественное обслуживание совсем не гарантирует карьерный рост. В связи с постоянной текучестью кадров, спрос на операционно-кассовых сотрудников постоянно увеличивается. Это связано и с низкой заработной платой, и с напряжённым графиком работы. Скользящий посменный график означает то, что специалист не сможет планировать своё свободное время, подстраивать под себя время отпусков, а также настаивать на освобождении от работы во время сессий и экзаменов.

Поэтому, если обучение ещё не окончено, то придётся выбирать между работой и качеством образования. Однако студенты заочных и дистанционных институтов могут рассчитывать на хорошую практику, полученную в подразделении банка: совершение вкладных и кассовых операций, переводов и платежей, практическое применение в работе банковского законодательства.

Наиболее положительный результат, который может достигнуть операционист уже в ближайший год, — это перевод в разряд ведущего или старшего специалиста. Но из-за текучести кадров в довольно молодом коллективе, и тех усилий, которые приложили более опытные коллеги, чтобы обучить новичка работе с первичными клиентскими документами и автоматизированной системой, на этом может всё и закончиться, а возможность перевода в отделы банка практически сводится к нулю.

Поэтому позицию специалиста по обслуживанию частных клиентов банка в качестве начала карьеры в банке лучше не использовать. Ведь ничто так не огорчает амбициозного молодого сотрудника, как время, потраченное даром.

Бухгалтер-операционист по обслуживанию юридических лиц.

Несколько иные перспективы имеет «бухгалтер-операционист», обслуживающий юридических лиц. Эта работа более ответственна и требует более глубоких навыков. Суммы операций намного увеличиваются, сроки их исполнения резко ограничиваются.

Например, безналичный расчёт между банком поставщика и банком получателя продукции. Нарушение сроков исполнения платёжных документов чреваты последствиями, так как коммерческие предприятия рассчитываются между собой по договорам оказания работ и услуг, а задержки платежей по вине банка приводят к штрафам.

Бухгалтер - операционист
Бухгалтер-операционист по обслуживанию юридических лиц.

Работа операциониста, обслуживающего юридических лиц, позволяет принимать непосредственное участие в очень важном процессе, в который прямо или косвенно вовлечены практически все отделы банка: механизм межбанковских расчётов и отношений.

Различные схемы безналичных расчётов, работа с картотекой №1, №2, взаимодействие с налоговыми органами, с судебными приставами при исполнении платёжных требований и инкассовых поручений, очередность платежей и кассовые символы, — всё это формирует необходимый пласт знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе в отделах банка.

Перспективы – отдел последующего контроля, отдел клиентских расчётов, отдел межфилиальных расчётов, отделы пассивных операций, отдел депозитов, отдел вкладов, то есть всех, что задействованы в работе с ресурсной базой банка. При очень благоприятных обстоятельствах есть перспектива стать заведующим одного из филиалов банка по обслуживанию клиентов, при условии безупречного знания нормативных банковских документов и законодательства.

Бухгалтер учёта.

Что касается «бухгалтера» отдела учёта и отчётности, внутреннего учёта или внутреннего контроля, то такая должность более выгодна для специалистов исключительно бухгалтерского профиля. Банк имеет все признаки коммерческого предприятия, который действует, как и любой экономический субъект: платит налоги, штрафы, арендует помещения, приобретает и содержит оборудование, имеет расходы на рекламу, транспорт, почту и ремонт, начисляет сотрудникам заработную плату.

Поэтому молодой специалист должен осознавать, что если кропотливая рутинная работа бухгалтера противоречит его «бурному темпераменту», то на этом участке работы он не добьётся никаких ощутимых результатов. «Креатив в бухгалтерской отчётности» не допустим! Если только сообразительный бухгалтер не изобретёт какого-нибудь нового способа сократить объём уплачиваемых налогов…

Желание карьериста отличиться инициативностью не имеет смысла, требуется лишь особая внимательность, постоянное отслеживание изменений в нормативных бухгалтерских документах и безусловное подчинение старшему бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера, главному бухгалтеру… Иерархичность банковской структуры проявляется здесь в полной мере.

Бухгалтер учёта
Бухгалтер учета.

Но если молодой специалист не только отлично владеет цифрами, но и действительно находит эту работу привлекательной, умеет самостоятельно анализировать и применять на практике любые изменения в бухгалтерском законодательстве, то есть перспективы дорасти не только до главного бухгалтера, но и вообще, — занять руководящую должность на предприятии в любой области, не дожидаясь, когда кто-либо обратит на него внимание с предложением о повышении.

Вопрос заключается лишь в том, есть ли желание принять на себя ещё большую ответственность, чем прежде? По-настоящему бухгалтера «от природы» ценились всегда, поэтому они предпочитают трудоустраиваться совершенно в другие учреждения или иметь свой маленький бизнес. Поэтому, перспективы карьеры из отдела внутреннего контроля или бухгалтерского учёта и отчётности, специалиста, желающего просто «наработать стаж в банке» необычайно малы.

Кредитный специалист.

Наиболее известная позиция, где молодой специалист может в полной мере проявить инициативу и преподнести себя, как ценного сотрудника — «кредитный инспектор», в некоторых случаях — «кредитный консультант».

Конечная цель кредитного работника — выполнение бизнес-плана. Чем больше объём выданных кредитов, тем больше операционные доходы банка, тем больше отдача в виде уплаченных процентов и прибыль. Поэтому необходимо наличие такой способности, как – продавать. Особо ценится активность в расширении и наработке «собственной» клиентской базы. Наличие удачного опыта продаж и выполнение поставленных показателей в других сферах пригодится, как никогда.

Если сотрудник не умеет сделать банковский продукт привлекательным в глазах потенциального заёмщика, и как можно быстрее продать этот продукт, на перспективы дальнейшего роста он может не рассчитывать. Каким бы ни было количество и объём кредитов, выданных клиентам, более способные и удачливые сотрудники обязательно составят конкуренцию.

Если молодой специалист не обладает подобным даром, лучше отказаться от таких должностей. Подводный камень этого участка работы в том, что иногда возникают обстоятельства, при которых выполнение плановых показателей недостижимо, то есть является следствием снижения кредитной активности населения. Спрос на кредиты зависит и от ставки рефинансирования Центрального банка, и от его кредитной политики, и от состояния доходов граждан в целом.

То есть способности сотрудника по независимым от него причинам, могут быть недооценены руководством. Падение спроса на потребительский кредит может возникнуть стихийно, уже после того, как банк рассчитал плановые показатели и спрогнозировал возможную прибыль. Однако существуют жизненно-необходимые товары, спрос на которые практически не изменяется, так же как никуда не исчезает и потребность в деньгах для их покупки. Поэтому грамотный подход к клиентам сыграет свою роль, например в торговых точках, — так называемое «удалённое рабочее место».

Перспективы — работа в кредитном отделе банка, работа, связанная с определением платёжеспособности клиентов, работа с кредитными документами, специфический участок отдела расчётов, где происходит начисление и списание процентов со счетов клиентов и отражением кредитных операций в балансе банка, отдел активных операций.

Специалист отдела.

Наиболее привлекательны в плане перспектив – валютный отдел, фондовый отдел, отделы дилинга, инвестиций и ценных бумаг. Деятельность отделов, направленная на получение прибыли с помощью операций на фондовых, валютных и финансовых рынках сопряжена с огромным риском, поэтому на этих участках работают профессионалы.

Специалист отдела
Специалист отдела.

Если неопытный специалист рассчитывает на такую вакансию, то его ждёт неудача. Без опыта работы на данном участке кандидатура рассматриваться не будет, да и появление на рынке труда объявления о поиске кандидата без опыта, является довольно фантастичным.

Однако это не значит, что подобных вакансий «не существует в природе». Просто отсутствие вакансий на рынке труда лишает возможности узнать о её существовании. Но жизнь продолжается; сотрудники приходят и уходят, отделы — то сокращаются, то расширяются, женщины отправляются в декретные отпуска. Главное оружие молодого карьериста – информированность.

Но, к сожалению, это касается не только «выгодных знакомств». Известны случаи, когда менеджеры по персоналу, посоветовавшись с руководителем, не прочь принять на работу молодого целеустремлённого и «перспективного» сотрудника. Но на собеседовании кандидат не в состоянии объяснить, почему именно этот участок работы его интересует, и главное – чем занимается данный отдел?…

Например, логично предположить, что отдел ценных бумаг занимается «ценными бумагами». Однако это не совсем так. Деятельность отдела ценных бумаг направлена на активное вложение средств в наиболее доходные ценные бумаги, подразумевает торговлю на бирже, а также выпуск собственных ценных бумаг, например векселей, с целью привлечения дополнительных денежных средств.

Если молодой человек проявит блестящие теоретические знания и настоит на тестировании, то у него есть возможность заинтересовать работодателя.

Аналитик банка.

Опыт работы валютным трейдером и чёткое представление о том, что такое рынок Форекс, увеличивает шансы. Если колебания валютных курсов приносят банку существенную прибыль, то это заслуга профессионалов, наиболее ценных и высокооплачиваемых специалистов банка – аналитиков. Аналитический склад ума и умение принимать решения – залог успешной карьеры в банке. Талант аналитика, пожалуй, единственное, что не требует ни протекций, ни других способов достижения позиции топ-менеджера и удовлетворения своих амбиций.

Ну а пока молодой специалист «с улицы» с сомнительным уровнем знаний мечтает о карьере в банке с помощью наиболее подходящих для себя должностей, работодатели предпочитают внимать рекомендациям своих коллег, сотрудников среднего и высшего звена, ориентируясь на их дружественные и родственные связи.

Хранилище в банке
Хранилище банка.

Так было и будет, что вполне соответствует кадровой политике банков, и даже, как ни странно, прописано в некоторых современных литературных источниках, — учебных пособиях по организации работы банка. Причина – идеализированная цель создать сплочённый дружественный коллектив, сократив до минимума появление непорядочных, подозрительных личностей и финансовых мошенников.

Пора делать выводы о карьере в банке.

Отсутствие стимула в качестве уровня заработной платы, которую предлагают банки молодым специалистам, несколько снижают престижность этой профессии, однако это не должно останавливать настоящих карьеристов.

Единственное, что затрудняет процесс – искажение перспектив роста, существующих на том или ином участке при первоначальном принятии на работу, так как молодые люди ещё не в состоянии определить, чем отличается перспективная работа от завуалированного предложения кадровиков «залатать брешь» в штате банка.
Карьеру в банке сделать можно. Но очень сложно. Как и любую другую, если не используется магия авторитетов.

Оцените статью
Блог о работе
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. WilliamowEla

    Рекрутеры получают резюме сотнями. Как составить свое так, чтобы «на той стороне» поняли: перед ними уникальный, совершенно необходимый компании специалист? Вместе с медиа «Просто работа» рассказываем, как составить «продающее» резюме и получить приглашение на собеседование.

    Ответить
  2. Avenue17Ru

    Вы Преувеличиваете.

    Ответить
  3. Continent Telecom

    Классно!

    Ответить