Еще недавно никто толком не знал, что это за «зверь» такой – аттестация специалистов. Зато сейчас многие леденеют при одном только упоминании о подобной «экзекуции». Вдруг не пройдешь испытание и придется искать новое место работы.
Что такое аттестация специалистов?
Аттестация – это оценка работы персонала. Своего рода экзамен на профпригодность. В маленьких фирмах аттестацию обычно не устраивают: все друг у друга на глазах и руководитель прекрасно знает, что из себя представляют подчиненные.
Но вот в крупных компаниях, где работают сотни или даже тысячи человек, контролировать работу каждого не так-то просто. Именно поэтому руководство и требует провести аттестацию рабочих, чтобы выяснить, кто чего достиг в профессиональном плане и все ли находятся на своих местах. Обычно проведение аттестации устраивают в конце года.
Однако ошибкой было бы думать, что аттестация – враг персонала. Да, по ее результатам аттестации человеку могут намекнуть, что ему не хватает каких-то профессиональных навыков.
Но если вы не относитесь к числу хронических лентяев и прогульщиков, аттестация, напротив, может сослужить вам хорошую службу. Поэтому бояться ее не надо, а вот подготовится к аттестации, пожалуй, стоит. Даже если в глубине души вы считаете себя профессионалом.
Аттестация в госучреждениях.
В некоторых компаниях аттестация проводится особенно тщательно, ведь от профессионализма сотрудников зависят жизнь и здоровье других людей. Среди таких предприятий – медицинские учреждения, МЧС и пр.
Если вы работаете в подобной структуре, вам, скорее всего, заранее объявят, какие документы нужно предоставить, какие навыки и в какой форме показать на «экзамене».
И пусть аттестация на государственных предприятиях сложнее по форме, но она более предсказуема: по сути, человеку требуется лишь наилучшим образом показать то, чем он занимается каждый день.
Если же речь идет о частной компании, то здесь обычно создается комиссия из нескольких руководителей. А также специальная рабочая группа, которая готовит документы о сотрудниках: чем работник занимается, каков результат его труда и т.д. В назначенный день комиссия индивидуально общается с каждым работником.
Иногда сотрудников просят написать эссе о своей работе, планах на будущее, предложения по работе компании. Бывает, что к собеседованию или эссе добавляют психологические тесты, которые помогают понять, что из себя представляет человек, доволен ли он работой, не испытывает ли трудностей.
Ответы на вопросы по итогам аттестации.
Весь собранный материал анализируют специалисты по персоналу и представляют результат руководству. Руководство, в свою очередь, по итогам аттестации, должно получить ответы на следующие вопросы:
- Есть ли избыток либо, наоборот, недостаток работников в тех или иных секторах и отделах?
- Кто из сотрудников может претендовать на высокие должности?
- Нуждаются ли сотрудники в повышении квалификации? И если да, требуются ли какие-то дополнительные тренинги, стажировки, курсы?
- Кто явно не доволен своим положением в компании и подумывает о переходе на другую работу?
- Необходим ли пересмотр заработной платы и введение бонусов?
- Как относятся работники к корпоративной культуре, принятой на данном предприятии?
- Кто не справляется с работой?
Короче говоря, получается, что аттестация – не только оценка эффективности работы персонала, но и повод для размышлений руководству. Поэтому ну стоит думать, что злые начальники придумали ее с одной целью – уволить половину сотрудников.
Хотя провальная аттестация, конечно, может стать поводом для увольнения. Но именно поводом, не больше. Несмотря на то что чисто теоретически увольнение работника ввиду несоответствия им занимаемой должности возможно, однако на практике это осуществить непросто. Кроме того, прежде чем указать на дверь, вам наверняка предложат другую, соответствующую вашей квалификации, вакансию.
Конечно, расслабляться , мол, «все равно не выгонят», не стоит. При желании, как вы понимаете, можно и фонарный столб во всем обвинить… Да и зачем лишний раз бравировать своей некомпетентностью в каких-то вопросах?
Ведь аттестация может стать реальным шансом продвижения по служебной лестнице. Если вы не ударите в грязь лицом на экзамене, как минимум, можете рассчитывать на прибавку к жалованью, как максимум, — на повышение в должности.
Советы психологов людям, которым предстоит аттестация.
- Отвечая на вопросы начальства, честно признайтесь, что вам удалось, а что – нет. Специалисты убеждены: если вы не видите никаких минусов, значит, не готовы прикладывать усилия, меняться. Самодовольный человек менее эффективен на производстве. В то же время не стоит заниматься самобичеванием, зацикливаясь на недостатках. Иначе, увлекшись, вы так войдете в роль, что наведете шефа на мысль, будто занимаете чужое место.
- Если у вас есть желание освоить новый участок работы, честно скажите об этом начальству. Только не забудьте грамотно обосновать, зачем вам это нужно и что вы собираетесь предпринять. Не бойтесь показаться излишне креативным – руководство, как правило, приветствует свежие идеи.
В этой связи уместно сослаться на мнение некоторых психологов, считающих, что люди делятся на два типа: «обезьянок» и «котят». Первые в случае трудностей предпочитают действовать, вторые – паникуют. И даже если «обезьяний» подход не всегда оказывается правильным, он все же более прогрессивный: лучше делать три шага вперед и один назад, чем топтаться на месте. - Если у вас есть предложения по улучшению деятельности компании, обязательно их озвучьте. Только не унижайтесь до выяснения отношений: «Если убрать Иванову из бюджетного, всем было бы лучше». Ваша задача не поливать грязью, а вносить предложения.
- Не бойтесь намекнуть о своих карьерных притязаниях, например о том, что вы чувствуете в себе большой потенциал и что вы в состоянии делать больше. После чего уместно как бы невзначай заметить, что вы записались на курсы английского или менеджмента, а по ночам изучаете учебник по экономике – руководитель оценит ваше рвение.
- Не пейте накануне аттестации сильных транквилизаторов, иначе может возникнуть заторможенность и сонливость. Лучше правильно настройте себя психологически, почаще повторяя фразу: «Я заслуживаю похвалы шефа», «Я достойна повышения» и т.д. – это поможет вам стать увереннее.