Работа экспедитором в последнее время становится все более востребованной. Ведь доставка товара в торговые точки – основной этап работы оптового склада. Товар может быть самый различный. Это и продукты питания, товары бытовой химии, строительные материалы, посуда и многое другое.
Водитель — экспедитор.
Также очень часто в зависимости от вида товара и специфики маршрута, экспедитором может быть и водитель. Но все же, и в основном это касается доставки продуктов питания – в паре с водителем работает экспедитор, который является материально-ответственным лицом и полностью отвечает за товар, находящийся в транспортном средстве.
Как уже отмечалось выше, товар развозимый по торговым точкам бывает разнообразным. Рассмотрим же принцип работы экспедитора на такой группе продуктов питания, как молочная продукция: молоко, кефиры, сметана, ряженка, масла, маргарин, спреды, сыры и т.п., разного вида, фасовки.
Подготовка рабочего дня экспедитора.
Так вот, подготовка рабочего дня экспедитора начинается заранее. Торговые агенты посещают магазины и другие торговые точки, где собирают заказы на свой товар. После чего в телефонном режиме диктуют информацию операторам, которые на ее основании набирают расходные накладные.
После того, как все торговые агенты «слились», информация поступает к логистам. Логисты на основе готовых накладных оптимально составляют маршрут развоза. Определяют количество точек тому или иному экспедитору. Указывают район развоза и водителя с автомобилем, на котором данный развоз будет осуществляться.
Кстати, что касается самих автомобилей, то практически у каждой крупной оптовой компании есть на балансе собственные грузовые автомобили. Но бывают различные непредвиденные обстоятельства: поломка автомобиля, большое количество товара и тогда приходится обращаться к услугам наемного транспорта.
Рабочий день экспедитора.
И вот, наступает рабочий день экспедитора. Как правило для фирм, специализирующихся на реализации молочной продукции он начинается в промежутке с 5.00 до 7.00.
Придя на рабочее место (рампа склада), экспедитор первым делом начинает проверять собранный для него товар. Собирается товар ночью грузчиками — комплектовщиками и проверяется затем старшим кладовщиком.
Так вот, экспедитор сверяет количество товара по общему своду. Смотрит, чтобы сходилось количество, чтобы товар был целым, и не было пересортицы.
После того, как товар проверен и у работника нет никаких претензий к складу (в случае каких-то несоответствий кладовщик обязан либо доукомплектовать, либо поменять товар), экспедитор организовывает погрузку товара в автомобиль.
Причем делает это так, чтобы максимально удобно было работать на маршруте. И самое главное, чтобы не было боя, поскольку он всегда списывается на экспедитора.
Составление маршрута.
Возвращаясь к транспорту – молочная продукция товар скоропортящийся. Поэтому его транспортировку необходимо осуществлять в специально оборудованных автомобилях, с термобудками.
Термобудки сохраняют низкую температуру при транспортировке. В противном случае, особенно летом, некоторые точки (в основном супермаркеты) могут даже отказаться от приемки товара.
После полной загрузки товара в автомобиль, экспедитор совместно с водителем (иногда это делает один, кто лучше знает район) составляют маршрут и согласно нему раскладывают накладные по порядку. Маршрут зависит от некоторых факторов. От времени начала работы торговой точки, некоторые просят завезти товар пораньше и т.п.
Приехав на первую точку, если она еще закрыта начинается наборка товара на следующие точки. Кстати процесс сдачи товара может осуществляться как экспедитором, так и водителем.
В принципе, в обязанности водителя не входит помощь экспедитору. Но в целях ускорения рабочего процесса работают оба. Ведь рабочий день у экспедитора не нормированный и чем раньше закончится развоз, тем быстрее он и водитель отправятся домой.
Процесс приемки — сдачи товара.
Так вот, кто набирает товар, а кто сдает его в магазине — договариваются заранее. Где товара много — относят вдвоем, потом один возвращается, а другой сдает. Уже непосредственно с продавцом осуществляется процесс сдачи-приемки товара. Продавец или другое ответственное лицо проверяет товар по накладной. Если количество и качество в норме, подписывает накладную и можно считать что точка отработана.
Но не в каждом магазине все происходит так просто и быстро. Где то может производиться обмен или возврат товара. Предварительно агент выбивает товар, который нужно обменять или вернуть на отдельную накладную и согласно ей экспедитор производит необходимые действия.
Оплата товара.
Также магазин может оплачивать деньги за поставленный товар. Причем это может быть как оплата по факту поставки, так и долг за предыдущие доставки. Это происходит в зависимости от того, как договаривается торговый агент с магазином. Договор с отсрочкой 5-7 дней, оплата по факту поставки (скидка на товар или какие-то бонусы).
В случае если продавец отказывается принимать товар по какой-либо причине (не заказ, не тот вид товара, отсутствие необходимых сопроводительных документов и т.п.) необходимо связаться с агентом. И в случае если он не сможет договориться с приемщиком – товар вычеркивается из накладной, экспедитор расписывается в экземпляре накладной покупателя, забирает товар в машину и возвращает его на склад.
После сдачи последней точки экспедитор фасует товар в будке. Это просрочка, бой и свежий товар (возврат, лишний) и пересчитывает деньги, чтобы было удобней считать на базе.
Сдача товара на склад.
Вернувшись на базу, экспедитор сдает кладовщику весь имеющийся у него в наличии товар. Сначала обмены и возвраты, в случае когда все сходится он продолжает процесс сдачи. Если же какие-то отклонения кладовщик оформляет недостачу или излишки и потом недостача высчитывается из заработной платы экспедитора, излишки списываются на доход фирмы.
После склада работник сдает в бухгалтерию накладные, считает и сверяет с документами деньги, если все в порядке – сдает их в кассу и на этом его рабочий день заканчивается.
Оплата труда экспедитора.
Что касается оплаты труда экспедитора, то она на каждой фирме она разная. Где-то у экспедитора установленная ставка, такая система выгодна для экспедитора тем, что он получает одинаковые деньги в независимости от сезона, ведь каждая группа товаров имеет период, когда спрос на нее больше или меньше, в частности молочная продукция очень хорошо продается в конце осени и зимой.
На некоторых фирмах система оплаты труда сдельная и зависит от количества точек, объема вывезенной продукции и т.п. Она выгодна тем, что сотрудник знает, чем больше он вывезет, тем больше он заработает.